• Главная
  • Афиши
  • Сервисы
  • Компании
  • Поиск
Вход

Как помочь ребенку учиться? От чего зависит мотивация?

- Элла Киселева, руководитель Детской Академии Успеха

Как помочь ребенку развиваться, учиться с удовольствием? Что делать, чтобы внутренняя мотивация познания не угасла в школе? Как быть, если уже есть сложности и ребенок не хочет учиться или учится с большими проблемами?

Мы видим, как сильна мотивация познания у маленького ребенка! Он падает и снова поднимается, он осваивает язык и это ему дается с небывалой легкостью! Постоянные вопросы :"Что это? Как? Почему?"- преследуют родителей. Что же происходит после 5-6 лет? Почему пропадает интерес и удовольствие от учебы?

Разберемся?

Естественная внутренняя мотивация, сила интереса, ЭНЕРГИЯ ПОЗНАНИЯ ОГРОМНА И ЗАЛОЖЕНА В ЧЕЛОВЕКА, т.к. нужна для выживания! Однако, она перенаправляется часто окружением, и то, что именно будет с интересом изучать ребенок, зависит от того, куда направляют его энергию близкие. (как пример: если ребенок попадет в семью волков, у него не будет мотивации к освоению прямохождения и речи, но будет мотивация к освоению волчьих навыков, ценных для выживания... )

Таким образом, роль окружения в направлении внутренней силы ребенка похвалой, улыбкой, примером в раннем детстве огромна. Мы радуемся каждому новому шагу, каждому новому слову и новому вопросу! Вроде все играют с малышами, кормят, гуляют, однако у одних малышей уже к 2 годам формируется стиль жизни, где ценно отдыхать, играть, получать удовольствие от потребления, у других, стиль жизни, где интересно познавать, задавать вопросы, исследовать...

Почему?

Каждый родитель естественно, своим примером, своим интересом и поощрением тех или иных действий закладывает , как я говорю, "ЦЕННОСТИ". Именно эти ценности и становятся далее основой, для активной деятельности человека в том или ином направлении. Думаю, что каждый согласится, что невозможно быть совершенно безразличным к действиям ребенка и никак его не направлять... И это ранее направление внутренней силы, интереса, если хотите той самой внутренней мотивации познания в разные стороны именно окружением и становится причиной формирования тех, а не иных ценностей ребенка.

Это происходит бессознательно или сознательно, но точно каждый согласиться, что какие-то люди очень сильно повлияли на наше мировоззрение, наши интересы... Т.е. то, что транслировалось окружением, как ценность, впитывается ребенком и он готов далее направлять свою энергию.

Чем больше ценность, которую ребенок перенял от значимых людей и далее взрастил в себе, тем больше энергии и силы, мотивации для движения в этом направлении он имеет. Что транслируется в семье? От чего Вы сами получаете удовольствие в жизни? Ценно развлекаться, играть, веселиться? (Вы сами получаете удовольствие от отдыха?) Ценно что-то изучать, интересоваться новым, потреблять знания? ( Вы сами получаете удовольствие от интеллектуальной пищи)? Ценно помогать другим? (Вы часто вызываетесь помогать, получаете удовольствие от помощи?...) Ценно понять себя и правила этого мира? (Вы сами занимаетесь самосовершенствованием?)

Представьте ТРЕУГОЛЬНИК УСПЕХА: один угол (ЦЕННОСТЬ определенных задач для личности), другой (МОТИВАЦИЯ как энергия к деятельности, решительность, намерение что-то делать), третий угол (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, само действие). (@Киселева Элла)

Все идет от ЦЕННОСТИ!

Если мы понимаем, что ценность высокая, то мы несмотря на все сложности с энтузиазмом и всей энергией беремся за дело, ведь правда?

Если ЦЕННОСТЬ высокая - намерение И МОТИВАЦИЯ будет сильное - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ эффективная и трудности просто не замечаются! УСПЕХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, как результат!

Ценность знаний низкая - намерения нет, нет энергии преодолевать трудности - учебы нет, есть лень и скука.

Возникает вопрос, как же сформировать ценность определенных знаний или умений?

Считается, что ценности перенимаются от людей, у которых эта ценность высокая и которые могут "зажечь" своим огнем ребенка, имея с ним сильный эмоциональный контакт.

Мы знаем примеры увлечения, "зажигания" от авторитетных учителей или родителей, о которых пишут в автобиографиях или воспоминаниях известные люди.

Сейчас ученые -генетики утверждают, что 80% способностей заложено от зачатия и повлиять на врожденные способности мы не можем... А вот, что совершенно точно закладывается в детстве, так это ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ!

Именно ценности, которые будут ПРИНЯТЫ РЕБЕНКОМ ОТ ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ НЕГО ЛЮДЕЙ помогут ребенку в будущем сформировать самомотивацию для для движения вперед, даже если будет сложно! Только если сформирована ценность учебы - ребенок сможет учиться всю жизнь новому несмотря на трудности, только если сформирована ценность инициативы и свободы выбора ребенок сможет быть самостоятельным, только если сформирована ценность взаимопомощи, развития эмпатии он сможет выстраивать гармоничные взаимоотношения.

Итак, первое и самое главное в мотивации к учебе заложить ценности УЧЕБЫ и САМОСОВЕРШЕНТСОВАНИЯ собственным примером.

Что еще может повлиять на мотивацию к развитию?

Для более глубокого понимания причин снижения мотивации к учебе давайте вспомним пирамиду фундаментальных потребностей человека по А.Маслоу.

По данной пирамиде (см. рисунок) мотивация узнавать что-то новое, познавательная потребность появляется и требует удовлетворения, только если удовлетворены более базовые потребности.

Т.е. если ребенок перестал стремиться к исследованию мира, можно предположить нереализованные потребности в отдыхе и здоровье (устал, имеет заболевания, недостаток питания, полезных веществ и витаминов), в безопасности (в школе «гнобят», кто-то «наезжает»), потребности в любви и принятии (сложности в семейных или межличностных отношениях), потребности в уважении социума (недостаточно признаются личные достижения особенно в подростковом возрасте).

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ПО ЭТАПАМ:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ И ВОСПОЛНЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

1. Здоровье ребенка (хорошее самочувствие, сыт, есть время для отдыха, нет признаков переутомления, перегрузок и т.д.)

2. Уверенность в безопасности окружения (поговорите о страхах, понаблюдайте за проявлениями напряжения, скованности),

3. Принятие близкими (папой, и мамой, и бабушкой, и дедушкой, ощущение любви и заботы, отсутствие критики)

4. Уважение со стороны социума (уважение учителей и ровесников, признание достижений хотя бы в некоторых областях).

Выявите ту потребность ребенка, которую можно еще более наполнить и подумайте, как Вы это сделаете… (В помощь от "Детской Академии Успеха" тренинг для родителей "Азбука родительской мудрости")

ВТОРОЙ ЭТАП: АНАЛИЗ И УСТРАНЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ К УЧЕБЕ.

Если первичные потребности удовлетворены : и сыт ребенок, и здоров, и не перенапрягали его никогда доп. заданиями, умеет отдыхать, имеет хобби, и любят его все, и поддерживают, и не ругали никогда за ошибки, и отношения в семье отличные, и семья полная, и в школе просто рай – учителя не обзывают дебилом и всячески поощряют старания, т.е. уважают, и ровесники признают достижения, ценят, и ценность самообразования высокая… А он… не учится и все тут! Что делать?

Если честно, то такого не бывает. Но допустим, так и есть, что же мешает ему учиться?

Скорее всего ребенок встретил препятствия, которые заблокировали колеса МОТИВАЦИИ и движение остановилось или стало слишком медленным, трудным.

Существуют 3 препятствия, которые могут повлиять на первичную мотивацию к учебе по определенному предмету, снизив ее:

1. НЕ ПОНИМАЕТ, КАК ПРИМЕНЯТЬ то или иное знание в будущем, НЕТ ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, не чувствует значимости данного знания для себя и своей цели, мечты.

2. НАРУШЕН ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ обучения, СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ТЕМП (что-то пропустил, не понимает и поэтому не хочет и не может двигаться дальше, т.к.как ни старайся -все мимо!)

3. НЕ УМЕЕТ РАБОТАТЬ С ПОТОКОМ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ В ВЕДУЩИЙ КАНАЛ непонимание прочитанного или услышанного из-за особенностей восприятия (аудиал, кинестетик...).

Для того, чтобы появилось "Я хочу!" в отношении определенного предмета у ребенка (при условии, что базовые потребности удовлетворены) должно быть понимание ценности этих знаний, т.е. ответ на вопрос "Зачем мне это знать или уметь? и если ценность знаний понятна и очевидна, если он нашел ответ на данный вопрос, то дальше появится намерение и энергия для деятельности, учебы, т.е. станет легко прилагать усилия.

Для мотивации "закрытого" ребенка необходимо работать с его ценностями и перенаправлять движения его внутренней энергии с одних ценностей (например постоянного развлечения) на другие (учебу, познание), а для этого наладить эмоциональный контакт, стать для него авторитетом.

Т.е первый шаг к раскрытию внутренней мотивации - эмоциональный контакт с ребенком, второй шаг - показ новых ценностей, умение зажечь для ребенка новый костер в новом месте, третий шаг - поддержание нового направления поощрениями и внешней мотивацией, т.к. внутреннее горение в начале слишком слабое, легко тухнет от критики, неудач...

СТОИТ ЛИ ИГРАТЬ В УЧЕБУ? МОТИВИРОВАТЬ ЧЕРЕЗ ИГРУ? Применение игровых технологий во время обучения без работы с ценностями , это воздействие на чувства и эмоции человека, повышение интереса здесь и сейчас. Без внутренней мотивации такой интерес быстро затухает, и является просто ответом на ценность "РАЗВЛЕЧЕНИЯ" и, поддерживая эту ценность, таким образом, вредит раскрытию внутренней истинной мотивации ребенка.

Заботливому родителю надо, рассуждать вместе с ребенком о будущем, мечтах и целях, о том, как знания применить в жизни, следить за постепенностью обучения, помочь ребенку освоить разные способы получения информации и научить переводить информацию в свой ведущий канал принятия…(в помощь мастер-классы развития памяти, быстрого чтения «Учится легко!», тренинг целеполагания "Самоменеджмент").

ТРЕТИЙ ЭТАП. АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МЫШЛЕНИЯ.

Если и мотивация есть и препятствия устранены, но что-то не получается и результаты учебы желают лучшего, обратите внимание на уровень развития мышления.

Развитие мышления проходит через 7 основных этапов:

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. ( Умение задавать себе вопросы, и искать ответы, сознательное расширение поля ответов, и поля вопросов по задаче, умение сознательно расширять сферу интересов)

2. КОНЦЕНТРАЦИЯ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ. (Умение концентрироваться, внимательность к деталям, запоминание.)

4. ЛОГИКА. (Умение мыслить последовательно, сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы)

5. БЫСТРОТА МЫШЛЕНИЯ (Быстрота генерации идей в решении новых задач)

6. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ (Умение на основе изученного создать что-то новое)

7. ПРЕДВИДЕНИЕ. (Умение думать о будущем, предполагать на основе наблюдений)

Помогите ребенку освоить новый этап развития мышления с помощью специальных упражнений и курсов развития памяти или логики, творческого мышления… (В помощь курсы творческого развития "Я тележурналист" (любознательность), "Я фотограф" (наблюдательность), "Быстрое чтение" (быстрота мышления), "Я изобретатель!"(оригинальность мышления), "Я предприниматель!" (предвидение).

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ САМОДИСЦИПЛИНЫ.

Используйте Лесенку Навыков Планирования для понимания, чем уже владеет Ваш ребенок?

0) НИЧЕГО САМ НЕ РЕШАЕТ, делает или не делает то, что сказали...

1) СЕЙЧАС сам решил, НО ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ, отвлекся, не хочет возвращаться, не сделал...

2) сам решил, отвлекся, но сделал ПОСЛЕ НАПОМИНАНИЯ...

3) сейчас сам решил и САМ СДЕЛАЛ В СРОК НЕ РАСТЯГИВАЯ ВО ВРЕМЕНИ до конца в 80%..., но все делает в последний момент, когда захочет, не планирует...

4) сейчас сам решил, СЕЙЧАС ЖЕ СДЕЛАЛ, спланировал следующее дело...

5) НАПИСАЛ ДЕЛА НА ВЕСЬ ДЕНЬ ЗАРАНЕЕ и сделал 80% в любой последовательности, которую сам определил...

6) сделал срочные дела и СОСТАВИЛ ПЛАН на будущее, решил, что будет делать через час или вечером, сделал себе напоминалку (завел будильник) и делает в 80%..

7) написал ЗАРАНЕЕ ДЕЛА НА ДЕНЬ, определил важность и порядок, сделал 50-80%...

8) СОСТАВЛЯЕТ ПЛАН НА НЕДЕЛЮ, потом распределяет по дням и делает 80%...

9) может любую ЦЕЛЬ ПОСТАВИТЬ И РАСПИСАТЬ ШАГИ, разделить на части и распланировать понедельно...

10) ставит и ДОСТИГАЕТ ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ ИГРАЮЧИ!

Ребенок не может научиться самодисциплине и планированию только со слов родителей. Нужен пример!

Найдите себя на этой лесенке. Рассказывайте ему о том, как Вы, на данный момент, планируете дела и чему сами хотите научиться. ( в помощь мастреская "Самоменеджмент" для детей и взрослых.

Внутренняя мотивация к учебе на основе удовлетворенных первичных потребностей, и понимания целей учебы, применения знаний, внешняя мотивация на основе признания компетенций, новые навыки работы с информацией и новый способ мышления позволит получить более быстрые и качественные результаты в учебе. Самодисциплина и планирование помогут получать стабильные результаты.

В "Детской Академии Успеха" разработаны курсы, которые помогут ребенку справиться со сложностями и препятствиями, наработать необходимые навыки! Приглашаем Вас на пробные тренинги и встречи 28 августа-18 сентября.

Курсы, которые помогут повысить уверенность, разобраться с эмоциями и улучшить взаимоотношения, настроиться на саморазвитие:

(5-7, 8-9 лет) Курс повышения уверенности "Я МОГУ!" 28 августа пробный тренинг. Приглашаем.

(10-16 лет) Курс развития эмоционального интеллекта "7 КЛЮЧЕЙ УСПЕХА" 28 августа пробный тренинг. Приглашаем.

(10-16 лет) МАСТЕРСКАЯ "ИСКУССТВО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ"

(10-16 лет) МАСТЕРСКАЯ УВЕРЕННОСТИ "ПОКОРИТЕЛИ ВЕРШИН"

(10-16 лет) КОУЧ СЕССИИ

(5-100) Индивидуальная мотивирующая сессия "ДИАГНОСТИКА сильных сторон личности". Запись на 1 сентября!!!

Курсы, которые помогут освоить необходимые для учебы инструменты:

(5-8) Курс "ИНТЕЛЛЕКТИКА" (логика, этика речи, нейропсихология) 2 сентября пробное занятие.

(9-14) КУРС БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ. КУРС БЫСТРОГО МЫШЛЕНИЯ.

(9-14) КУРС ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА. КУРС "СОЧИНЕНИЯ НА 1-2-3".

(9-14 ) КУРС "ГРАМОТНОСТЬ", КУРС РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.

(13-16) "СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ" (основы триз и системного мышления) СКАЙП-КУРС 9 Сентября.

Курсы, которые помогут освоить навыки целеполагания и самоменеджмента.

(6-8, 9-14) Мастерская "САМООРГАНИЗАЦИЯ"

(12-16) Мастерская "САМООПРЕДЕЛЕНИЕ"

(14-16) Программа "ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"

Курсы, которые помогут получить признание сверстников, зажечь интерес к новым знаниям и навыкам через общение с увлеченными людьми.

(8-100 лет) КЛУБ УВЛЕЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ "Я ЗНАЮ! Я МОГУ!"/Пространство увлеченного общения.

(8-100 лет) "Я ПИСАТЕЛЬ!"

(8-100 лет) "Я ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ!"

(8-100 лет) "Я ДИЗАЙНЕР!"

Выбирайте, записывайтесь, приходите познакомиться!

Пусть наши дети растут счастливыми и успешными!

С Уважением, готова к обсуждению темы в нашей группе в FB, руководитель "Детской Академии Успеха" Элла Киселева.

_________________

Группа "Детская Академия Успеха" в FB.

Подпишитесь на новости!

Лучшие статьи, анонсы мероприятий, предложения партнеров,
информация о тренингах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Клуб трансформационных игр

Папа-клуб

Клуб раннего развития

Клуб дошкольного развития

Клуб творчества

Детская академия успеха

Молодежная школа успеха

Интеллект клуб

Спорт клуб

Клуб путешественников

Логин:

Пароль:

Войти на сайт

Добро пожаловать!

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации.
Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить.
Регистрация нового пользователя:

Введите код с картинки*

Зарегистрироваться