• Главная
  • Афиши
  • Сервисы
  • Компании
  • Поиск
Вход

Искусство поддерживать и вдохновлять. Как родители могут помочь подростку раскрыть свой потенциал.

Ольга Щигирева, коуч, кондидат педагогических наук.

Согласны ли Вы с довольно распространенным мнением, что критериями оценки способных и одаренных детей являются победы на различных олимпиадах и конкурсах а также участие в грантовых программах? И будет вполне понятно, если Вы ответите «Да». Однако существует масса примеров, когда блестящие, талантливые люди, победители многих олимпиад и обладатели грантов не смогли приспособиться к реалиям рыночной экономики и реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности. Поэтому для успешной самореализации определяющей, с этой точки зрения, является способность молодого человека адаптироваться в экономическую систему и рыночные отношения.

Для развития этой способности ему необходимо освоить две главные роли:

1) я - организатор своего успеха в профессии и самореализации (осваиваю навыки, получаю знания) ;

2) я – организатор своего собственного продюсирования (проявляю свои знания и навыки, планирую профессиональное продвижение).

Большое значение для освоения этих ролей имеет общение подростка с наставниками.

Наставник, в широком понимании этого слова, - не тот человек, который научит лучшему знанию, которым он сам располагает, а тот, кто научит вовремя проявлять себя с максимальной эффективностью. Поэтому рядом с молодым человеком всегда должны быть люди, которые смогут помочь в трудной ситуации, и которым он доверяет. Первыми наставниками в этом смысле являются родители и учителя.

В результате различных социологических исследований выяснилось, что выбор индивидуальной образовательной траектории молодого человека в значительной степени зависит от мнения родителей и его желания остаться ближе к дому. Успехи молодого человека во многом зависят от искусства родителей поддерживать и вдохновлять!

Эффективное общение между подростком и родителями - это непременное условие успешной самореализации. Однако характер сопровождения подростка на всех этапах его становления должен изменяться с возрастом. Интерес к делам, активное участие в его повседневной жизни, регулярное обсуждение важных, на ваш взгляд, тем, может стать как залогом формирования доверительных отношений, так и причиной отстранения подростка, выставления "границ". Доверие помогает избежать жесткого диктата и контроля, чему подростки сопротивляются изо всех сил.

Меняется время. Меняется мир. Меняется общество. Дети растут, становятся более самостоятельными. Как обойтись без назидательных бесед при общении с ребенком? Как стимулировать к достижению целей и мотивировать к учебе без нотаций? Есть удивительная техника - коучинг. Взаимоотношения и взаимодействие родителей и подростков на основе коуч-подхода позволяют родителям по-другому увидеть или открыть новые качества и способности подростков, а подросткам лучше узнать родителей.

Родители обладают грандиозным личным опытом, поэтому атмосфера взаимодействия и сотрудничества позволяет ненавязчиво передавать его подросткам в комфортных для всех участников условиях.

В результате коуч-разговора решаются многие межличностные проблемы, проясняются причины личностных конфликтов, проявляются и демонстрируются лучшие душевные качества. У родителей и подростков появляется возможность увидеть друг друга в неожиданном ракурсе.

Очень важно, чтобы в процессе общения с подростком родители задавали больше открытых вопросы, избегали оценочных суждений, особенно относительно интересов и сверстников ребенка, стоит следить, чтобы их советы и предложения не звучали в директивной и назидательной форме.

Общение с ребенком-подростком будет более продуктивным, если родители будут относиться к подростку, руководствуясь пятью принципами известного психолога Милтона Эриксона, основателя технологии коучинга. Что это за принципы, которые помогают коучам создать атмосферу развития и веры в свои силы, в возможности!?

•Со всеми все O.K! (Не стоит сравнивать. Каждый такой, какой есть, каждый индивидуален и это ни хорошо, ни плохо. От исходных данных человека просто зависят способы достижения целей. Если кто-то отличается от большинства, это не значит, что он не может того, что могут другие, это значит, что привычные для большинства задачи, он может решить по-другому.)

• Каждый человек изначально обладает необходимыми ресурсами, чтобы быть успешным. (У каждого человека есть все ресурсы, чтобы достичь желаемого. Это не значит, что все равны, и что у всех одинаковые возможности. Это значит, что каждый может найти свой способ достичь желаемого. И для этого у него целый мир. Главное здесь – быть внимательным, искать возможности, действовать смело. )

• Изменения не только возможны, но и неизбежны. (Меняются времена, обстоятельства, возраст людей, опыт, все меняется. И если это так, то изменения можно инициировать, поддерживать. Такое отношение может придать решимости и вдохновения.)

• Человек всегда делает наилучший выбор, который может сделать в данный момент, основываясь на доступных ему возможностях. (Принцип наилучшего выбора говорит о том, что каждый априори выбирает для себя самое лучшее исходя из имеющейся информации. И для того, чтобы человек принял полезное для себя решение, не нужно никого и ни в чем убеждать, обманывать или насильно заставлять что-то делать. Стоит просто показать плюсы всех возможных вариантов, показать так, чтобы человек их увидел. И если это случится, он сам выберет лучшее. )

• Только сам человек знает самое правильное решение для достижения поставленной им цели. Главное доверие!

Следование этим принципам требует от родителей не только умения слушать и избегать прямых советов, но и определенным образом оценивать и воспринимать внутри себя слова своего ребенка. Это вопрос доверия к подростку, веры в его способность принять правильное (лучшее для него) решение. А чтобы помочь подростку принять такое решение, необходимо предоставить ему свободу выбора, уважать его личное пространство и его право на выбор.

Первостепенная роль и влияние родителей на формирование личности и развитие молодого человека не оспоримы. От того, как Вы сумеете помочь ему реализовать свой талант зависит его жизненный успех и будущее счастье. Однако самореализация зависит не только от создания благоприятных возможностей, но и во многом от личностных качеств самого человека, знания своих сильных и слабых сторон, умения соотносить свои склонности и способности с требованиями окружающего мира с тем, чтобы в процессе социально-профессионального самоопределения суметь раскрыть свой потенциал и найти своё предназначение.

Таким образом, основная задача родителей давать как можно меньше наставлений, и на основе доверия и уважения к личности с помощью вопросов, способствовать самореализации подростка. Вера в его успех и то, что он сделает правильный выбор поможет сформировать у подростка умение самостоятельно планировать судьбу с учетом своих интересов, склонностей, способностей и имеющихся возможностей, основываясь на базе своих личных ценностей и принимая во внимание ценности и мнения близких людей.

На тренинге «Самоопределение» в Детской Академии Успеха подростки исследуют свои природные задатки и способности, особенности характера и сферу интересов. Они узнают особенности мира профессий и постараются определить своё место в этом мире, изучат возможные пути достижения намеченных целей и научатся планировать этапы своей последующей профессиональной самореализации. На тренинге используется коуч-подход. Между циклами программы каждому участнику предоставляется индивидуальная коуч-сессия сертифицированного специалиста по коучингу.

Для поддержки подростка родителям стоит прочитать о коучинге и прийти на семинар «Развивающее обшение: как помочь ребенку в профессиональном самоопределении». В ходе семинара Вы получите ответы на следующие вопросы:

• Как распознать таланты и способности ребенка?

• Каковы условия самореализации подростка?

• Как помочь ребенку сделать профессиональный выбор?

• Искусство поддерживать и вдохновлять. Как принять выбор ребенка?

• Как научить подростка брать на себя ответственность за свой выбор?

Не бывает бездарных людей. Каждый человек уникален и талантлив по-своему. Важно найти эту уникальность, чтобы суметь реализовать заложенный потенциал.

____________________________________

Программа "Самоопределение" для подростков и семинар для родителей "Развивающее общение " созданы и проводится кандидатом педагогических наук, Коучем, профориентологом Ольгой Юрьевной Щигиревой.

Подробнее о программах самоопределения, запись:

Мастерская "Самоопределение" (12-16 лет)

Семинар для родителей "Развивающее общение. Искусство поддерживать и вдохновлять."

Индивидуальная коуч-сессия для подростка.

Подпишитесь на новости!

Лучшие статьи, анонсы мероприятий, предложения партнеров,
информация о тренингах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Клуб трансформационных игр

Папа-клуб

Клуб раннего развития

Клуб дошкольного развития

Клуб творчества

Детская академия успеха

Молодежная школа успеха

Интеллект клуб

Спорт клуб

Клуб путешественников

Логин:

Пароль:

Войти на сайт

Добро пожаловать!

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации.
Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить.
Регистрация нового пользователя:

Введите код с картинки*

Зарегистрироваться